Не так давно в прокат вышел фильм-событие отечественного кинематографа. Мистическую драму «Орда» в уфимском «Синема Парке» представлял режиссер Андрей Прошкин, признанный лучшим на Московском кинофестивале. Актеров для своей картины постановщик искал долго – он объездил всю Азию и Монголию. В итоге команда подобралась мультинациональная – русские, монголы, буряты, казахи, тувинцы, калмыки. А одна из эпизодических ролей, благодаря азиатскому разрезу глаз, досталась Наилю Сырлыбаеву – молодому актеру из Башкирии.

Наиль Сырлыбаев рассказал о съемках в "Орде" и о себе
Наиль Сырлыбаев.

 

В свои 26 лет Наиль Сырлыбаев имеет за плечами опыт съемок в картине Айсыуака Юмагулова «Ловец ветра» и в детективном сериале «Побег». Правда, в родной Башкирии он больше известен как певец, успевший даже выпустить клип на песню «Башкорт girls» – «Башкирские девчонки».
“Прославиться как актер в республике я не успел, ведь в титрах «Ловца ветра» я значился как исполнитель роли пингвина и клоуна, – смеется он. – Я снимался в сцене дня рождения сына героя Марата Башарова и был внутри ростовой куклы, но все равно приятен хоть какой-то опыт, тем более тогда я еще был студентом академии.”
Наиль приехал поступать в Уфимскую академию искусств из Сибая. Окончил вуз три года назад и отправился покорять российскую столицу. Засветиться он сумел лишь в многосерийке «Побеге», где сыграл «понаехавшего».
“Несмотря на то, что таких сериалов много, у меня была интересная роль, – уверяет он. – Я играл дворника-узбека: пришлось поработать над специфическим акцентом гастарбайтера. В той истории роль досталась мне значительная.”
Обивая пороги всевозможных актерских агентств и участвуя в бесконечных кастингах, параллельно Наиль был вынужден трудиться в частной фирме.
“Однажды, когда возвращался с работы, позвонил знакомый и сообщил, что есть роль в полнометражном историческом фильме, – вспоминает он. – И хотя сниматься в большом кино, да еще у такого режиссера было пределом моих мечтаний, я первым делом поинтересовался об оплате – деньги тогда были очень нужны. С гонораром оказалось все в порядке – за съемочный день обещали пять тысяч рублей.”
На следующий день Наиль приехал на «Мосфильм»: оказалось, он будет играть одного из приближенных молодого хана Бердибека, которого сам режиссер называет «самым страшным человеком в этой истории».
“Нас было трое, и я вообще не должен был оказаться среди этих ребят, – признается Наиль. – Просто один парень в последний момент отказался. И я только потом понял, почему.”
Новоприбывшего тут же повели к гримеру. Художник Нина Колодкина, глядя на подопечного в зеркало, огорошила: «Сейчас будем брить тебя наголо».
“Я начал было протестовать – мне на основной работе было запрещено появляться с такой прической, – смеется он. – И тут же узнал, что парень, на место которого я пришел, отказался от роли как раз из-за этого. Но все сомнения отпали: я же не для того четыре года учился на актера, чтобы упустить такой шанс из-за какой-то прически.”
Но и здесь пришлось понервничать, ведь только после полного преображения в своего героя парню нужно было идти на утверждение к режиссеру Прошкину.
“Я все думал: а вдруг не подойду? – вспоминает Наиль. – Но Андрей Александрович посмотрел и сказал, что все в порядке. У меня тогда как камень с плеч свалился.”
Эпизодическая роль Наиля была без слов — играть приходилось только лицом. Парень признается, что всегда хотел играть злодеев – они более многогранны, чем самоотверженные положительные герои.
“Сцены с нашим участием снимались в павильонах «Мосфильма», – продолжает Наиль. – Все четыре дня выдались очень жаркими.”
По словам уфимского актера, к съемкам Прошкин подходил очень тщательно: костюмы для ордынцев привезли из Индии, и состояли они из множества элементов.
“Подумать только: мы одевали халат, потом еще один и только после этого главный костюм, который и было видно в кадре, – восторженно рассказывает парень. – А прибавить к этому еще грим, огромные перстни — под такой тяжестью я едва ли не приседал. Тогда я все время удивлялся, ведь в те времена в таком громоздком облачении мужчина в любой момент должен был готов идти сражаться.”
Через несколько месяцев после съемок Наилю позвонили и сообщили, что он летит в Астраханскую область для участия в съемках финала картины.
“Правда, зимы, которая нужна была по сценарию, мы там так и не дождались, – смеется он. – Ночами бывало холодно, но снег на нас падал искусственный: очень долго возились на съемках, ведь снежинки то и дело комкались, прилипали к гриму.”
Единственное, о чем сожалеет парень, так это о том, что не удалось понаблюдать за работой маститых Панина, Суханова и Яценко.
“Зато посчастливилось выходить на одну площадку с татарской актрисой Розой Хайруллиной, которая сыграла роль ханши Тайдулы. Верно говорят, что она просто взрывала площадку своей энергетикой.”
Актриса играла в казанском ТЮЗе, потом перебралась в Москву, где служила во МХАТе, в Театре Наций, «Табакерке», стала обладательницей «Золотой маски», а на Московском кинофестивале получила приз за лучшую женскую роль в «Орде».
“Конечно, не все удавалось снять с первого дубля, – вспоминает парень. – Но Роза Вакильевна работала на площадке просто потрясающе, у нее ведь была немногословная героиня.”
Кроме того, ради роли актриса не побоялась побриться наголо.
“Мы с ней в одной гримерке грим снимали, – рассказывает он. – Я, еще неопытный актер, был поражен: артистка, согласившись перевоплотиться в образ ханши, побрилась налысо — куда там мои порывы отказаться от роли ради волос!”
Наиль сетует, что не выучился уверенно сидеть в седле.
“Из-за этого меня в одной из сцен, видимо, и вырезали, – смеется он. – Когда ордынцы едут вереницей по ночному городу, я оказался замыкающим с факелом, потому свое неумение держаться на коне я решил компенсировать игрой: постоянно озирался по сторонам, как бы следя за всем вокруг.”
Видимо, не этого ждали создатели, поэтому себя в этой сцене Наиль на премьере так и не нашел.
“Зато я смеялся, когда был неточный перевод, – улыбается актер. – Оказалось, что, зная башкирский, можно легко понять значительную часть реплик на карачаево-балкарском языке.”
Но сцены казни русских пленных ордынцами немало напугали участника съемок.
“Я даже не ожидал, что там будут подобные кровавые кадры,” – признается он.
И хотя «Ловца ветра» с «Ордой» Наиль сравнивать даже не пытается, в режиссерском подходе к актеру он нашел некоторое сходство.
“Юмагулов тоже очень корректен в работе с актерами, – говорит он. – Я ни разу не слышал, чтобы он повысил голос на членов команды. Прошкин тоже очень спокойный режиссер: никогда ни на кого не кричал, со всеми объяснялся дружелюбно и терпеливо.”
Амбициозный молодой человек из Башкирии не упустил своего шанса поговорить с режиссером. Воспользовавшись моментом, Наиль завел разговор с именитым постановщиком о съемках фильма в Башкирии.
“Я предложил ему снять картину о Салавате Юлаеве. Он согласился, только сказал, чтобы я нашел спонсоров и принес примерный сценарий — пообещал его отшлифовать. Я с детства интересовался историей жизни сподвижника Пугачева. Даже в 12 лет сел на лошадь – хотел научиться выездке и тогда все поражался: ведь Салават уже в восемь лет медведя смог завалить.”
После опыта работы в «Орде» парень грезит только об участии в крупномасштабных кинопроектах.
“Я все-таки не оставляю идею о воплощении фильме о Юлаеве, – мечтательно говорит парень. – Да и мое типажное лицо хочу сделать своей фишкой, играть соответствующие роли азиатов: ничего обидного для себя в этом не вижу.”
А пока что Наиль, вернувшийся в Уфу, преподает актерское мастеров детям в одном из модельных агентств столицы Башкирии и пишет сценарии для праздников. Но все же иногда отсылает свои фотографии и резюме на столичные кастинги серьезных картин.