В пятницу поздно вечером в театре “Новая опера” состоялась XVII торжественная церемония премии ТЭФИ – Телевизионный эфир. В первый день телепремии были названы победители в 27 номинациях в категории “Профессии”.
Вручение ТЭФИ не проводили полтора года. Но за это время ничего не изменилось в ее сути. Как и большинство премий, ТЭФИ несовершенна. И по критериям отбора, и по полноте происходящего в телеэфире. Достаточно сказать о том, что в национальном конкурсе из-за конфликта с академией не участвуют НТВ и ТНТ, а ВГТРК представлена лишь частично.

"Побег" не получил ни одного "Орфея"
“Золотой Орфей”.

 

“Телевидение не уступит интернету в одном. В Сеть иногда заглядывают, чтобы посмотреть номер телефона или адрес ресторана. А к телевидению относятся как искусству. И наша задача эту планку не уронить.” – так сказал, обращаясь к залу президент телеакадемии Михаил Швыдкой.
“Чем дольше я на телевидении, тем меньше встречаю профессионалов,” – призналась одна из ведущих церемонии ТЭФИ – “Профессии” Софико Шеварнадзе. И процитировала слова Михаила Швыдкого, который отметил, что все профессионалы, представленные в тройках – это уже победители.”
Сказано правильно, однако, все же некоторые решения при окончательном отборе лидеров были удивительными. Например, вполне заслужено высоко оценен был сериал “Крепость”. Напомним о том, что в 2010 году был выпущен в прокат фильм “Брестская крепость”, а потом на телевидении вышел сериал, которому, чтобы не было путаницы дали другое название. Режиссер Александр Котт, выйдя получать награду, произнес замечательные слова:
“Фильм был снят действительно давно. Но все равно приятно, когда тебя “накрывает”. Тем более, что ни “Золотой Орел”, ни “Ника” так и не сложились. Говоря честно, мы снимали кино и не думали о телеформате вообще. Я думал что это два разных формата. Но, как оказалось, ошибался.”
Нынешнюю церемонию можно было назвать триумфом Котта и его команды. кроме того, что сразу в четырех номинациях победила “Крепость” (режиссер, звукорежиссер, художник-постановщик, оператор), так еще Андрей Кивинов получил “Орфея” в номинации “сценарист телевизионного художественного фильма/мини сериала” за фильм “Подсадной”.
“Вы будете смеяться, но режиссер этого фильма также Александр Котт,” – сказал Кивинов залу.
При этом странно, что ни одной телевизионной награды не получил сериал “Побег”, и один из его продюсеров Денис Евстигнеев (второй – Константин Эрнст – не пришел) напрасно три часа промаялся в зале. Но “Побег” – это профессиональная, крепкая работа, к тому же открывшая новую страницу для отечественного телевидения – впервые в таком объеме была снята российская версия одного из самых популярных в мире американских сериалов. Понятно, что мы болеем за отечественное. Но когда по рейтингам сериал “Серафима прекрасная” побеждает “Побег” – это еще принять можно. Но у профессионалов? Не хочу умалять достоинства Каринэ Фолиянц, получившую “Орфея” за “Серафиму прекрасную” в номинации “сценарист телевизионного художественного фильма/сериала”, более того, мне могут возразить, что в случае с “Побегом” сценарий – не наш, хотя он и был сильно адаптирован, но оставлять “Побег” без награды вообще в категории “Профессии” было несправедливо.
Как обычно, представленные в номинациях проекты были не всегда сопоставимы. Нельзя сравнить программу Анатолия Смелянского, посвященную Олегу Табакову, и “Большую разницу”. Обе были выдвинуты в номинации “Лучший сценарист телевизионной программы”. Но телеакадемики вышли из положения и дали “Орфеев” сразу двум программам. Хотя самого Смелянского на сцене “Новой оперы” так и не увидели. Впрочем, как и четверки “прожекторпэрисхилтоновцев”. Хотя их программа получила “Орфеев” сразу в нескольких номинациях. Означает ли это, что если нет телетрансляции, Цекало и его команда не появляются? Легко проверить – 29-го числа вторую часть церемонии ТЭФИ – “Лица” будет транслировать Первый канал.
Очень приятно, что профессионально был высоко оценен фильм о Валентине Распутине “Река жизни”. Получил две ТЭФИ – “Телевизионный документальный фильм” и “Режиссер телевизионного документального фильма/сериала”. А также – проект “Станислав Лем” из цикла “Гении и злодеи” (номинация “Программа об искусстве. Цикл” – последний фильм, сделанный при участии ушедшего из жизни Льва Николаева. Эту награду зал приветствовал стоя.
На нынешней церемонии профессионализм, похоже, заключался еще и в том, чтобы досидеть до ее конца – публика из зала плавно перетекала на фуршет.. В этом смысле настоящими профессионалами оказались Юрий Николаев – программа “ДОстояние РЕспублики” впервые за три года существования получила ТЭФИ, и Сати Спивакова. Ее цикл “Сати. Нескучная классика” тоже заслуженно получил “Орфея”.
Из самых запоминающихся моментов ТЭФИ “Профессии” 2012 года – появление на сцене в качестве ведущей Мананы Асламазян. Именно из-за нее на прошлой церемонии разгорелся скандал. Радость зала, когда за эфирный промоушн проекта приз получил очень удачный проморолик программы “Прожекторпэрисхилтон” – “Скучам! Скоро встретимся!” – тот самый, где каждый из четверки после летних каникул трогательно скучает по своим друзьям. И презентация нового проекта авторов “Гражданина поэта”. Те самые Михаил Ефремов и Андрей Васильев – оба подстриженные “под ноль” презентовали, как они сказали, именно на ТЭФИ свой новый проект “Гражданин хороший”, посвященный… президенту России.